Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 17, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-2

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

  • Государства – универсальные акторы современных международных отношений, но процессы глобализации и виртуализации культуры способствовали возникновению нового феномена – виртуального государства.
  • Сегодня виртуальные государства создаются культурными активистами и интеллектуалами, которые воспринимают их как альтернативу регулярному государству-нации эпохи модерна.
  • Виртуальное государство не является полноценной альтернативой государству-нации, но активно конкурирует с ним в современных рынках символических услуг, предлагая и продавая новые формы идентичностей.
  • Автор раскрывает культурное значение символики виртуальных государств в развитии современных символических рынков идентичности.
116-124 1504
Реферат

Автор анализирует виртуальные государства в контекстах рынков идентичности. Предполагается, что виртуальные государства могут играть роль как субъектов, так и объектов современного символического обмена. В статье показано, что единого определения виртуальных государств не существует, а их исследователи предлагают различные подходы, которые варьируются от экономического до культурного, от социального до антропологического. С одной стороны, виртуальные государства могут продавать свои идентичности. Автор полагает, что рынки могут быть определены как культуры, а культуры как рынки. С другой стороны, «продукция» виртуальных государств, которая актуализирует их идентичность, также может быть товаром. Предполагается, что процессы глобализации и виртуализации существенно изменили векторы и траектории развития идентичностей, превратив их в часть рыночной экономики. Предполагается, что государство-нация пос­тепенно утрачивает монопольное право представлять идентичность нации, а новые акторы пытаются оспорить это право, предлагая свои проекты развития идентичности.

Автор полагает, что появление виртуальных государств на рынках идентичности стало результатом перформативного поворота и крафтовой революции, потому что виртуальные государства стали последствиями крафтивизации экономики, предложив различные механизмы монетизации идентичностей и их превращения в сакральный и символический политический товар. Виртуальное государство стало последствием крафтивизации серийных массовых идентичностей, предложенных в XIX в. как столетии национализма. Предполагается, что виртуальное государство стало попыткой оспорить монополию регулярного государства, унаследованного от эпохи модерна, в строительстве национальных идентичностей. Поэтому виртуальные государства описаны как попытки одновременной ревизии модерного государства-нации в контекстах культурного поворота в экономике, который превратил ее в сферу производства смыслов и идентичностей. В целом автор полагает, что виртуальные государства стали новой и альтернативной формой функционирования экономики, где товаром становятся смыслообразующие и смыслогененирующие конструкты, которые изобретают и воображают новые типы и формы идентичностей.

  • Индустрия культуры представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, реализующих производство, распределение, сохранение и координацию предоставления и потребления товаров и услуг культуры, обеспечивающих удовлетворение социально-культурных и информационных индивидуальных и общественных потребностей.
  • Настоящее исследование основано на анализе показателей, характеризующих функционирование индустрии культуры за 1992—2018 гг., а также на количественном анализе динамики развития основных учреждений индустрии культуры за 10 лет.

  • В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации в номинальных или текущих ценах выросли более чем в 18 раз (с 28 млрд. рублей в 2001 году до 528 млрд. рублей в 2018 году). Однако доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012-2018 гг. варьируется на уровне от 1,36 %  до 1,5 %. 
125-138 1053
Реферат
Сформировалась четкая необходимость рассматривать индустрию культуры как целостную систему, возникшую в результате взаимосвязей и взаимодействий различных рынков. Культурная индустрия становится моделью для понимания изменений в других сферах человеческой деятельности. Это является следствием увеличения роли символической креативности и (или) информации в социальной и экономической жизни. Проведен анализ понятийного аппарата системы услуг культуры. Раскрыты существующие его несовершенства, которые устраняются при условии законодательного урегулирования. Цель данного исследования — количественный анализ функционирования учреждений индустрии культуры России в современных условиях. Индустрия культуры является сложной бизнес-структурой, заинтересованной в получении прибыли путем изготовления и распространения текстов культуры. Результаты последних 25 лет отечественной истории в сфере культуры отражаются в приведенных показателях. Прослежено, что в целом наблюдается тенденция к сокращению количества учреждений культуры. Увеличилась только численность зрителей театров и посетителей музеев, остальные сегменты сферы культуры снизили свои количественные показатели. Наиболее стабильны показатели деятельности детских музыкальных школ. Анализ специфики функционирования позволил выделить доминирующие тенденции в развитии современной индустрии культуры России, системно меняющие ее дизайн, ландшафт и принципы функционирования. Это экзогенные структурные преобразования, эндогенные процессы в сфере культуры и преобразования в области финансирования и администрирования со стороны государства. Отмечается, что перспективные направления развития индустрии культуры должны включать ее трансформацию, нацеленную на обеспечение запросов рынка и государства, а также способствовать формированию национальной экономики, конгруэнтной потребностям потребителей. На основе выводов исследования возможно прогнозирование развития индустрии культуры и дальнейшая разработка комплекса механизмов по ее поддержке, что создаст предпосылки для оживления региональной экономики и устойчивого экономического роста Российской Федерации.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 

  • После взятия Иваном Грозным Казанского ханства значительная часть татарского народа вынужденно покидала родные края, переселяясь в те места, где их было трудно настигнуть.
  • Многим бывшим жителям татарских городов приходилось осваивать сельский образ жизни, однако при этом они старались сохранить привычные эстетические ценности.
  • В оформлении традиционного женского костюма по-прежнему применялось золотое шитье, в котором со временем настоящие драгоценные нити были заменены более доступными – золотными, с низким содержанием серебра.
  • Из поколения в поколение мастерицы декорировали нагрудники традиционным цветочно-растительным орнаментом, несущим сакральное значение.
  • Золотные узоры на самобытных одеждах свидетельствуют о городском (Казанского ханства) происхождении далеких предков жителей отдельных татарских деревень современной Ульяновской области.
140-150 975
Реферат
В статье раскрываются истоки возникновения и стилевые особенности золотного шитья татар-мишарей Ульяновской области. Мишари, находясь в окружении неоднородного по этническому составу населения, включающего чувашей, мордву, марийцев, удмуртов и русских, сохранили эстетические предпочтения предков. На протяжении веков соблюдалось визуально выраженное своеобразие декоративного оформления нагрудника — элемента национального костюма, обусловленное традициями, характерными для данной локальной группы. Золотная вышивка была потомственным бытовым женским занятием, техника исполнения, как и орнаментальные мотивы, передавались от матери к дочери. Образцы рукоделия мастеров прошлого свидетельствуют как о самобытности узорной отделки, так и об общей тенденции ее развития. Приемы оформления включали крупные цветочно-растительные элементы, расположенные в определенном композиционном порядке. В его художественной структуре использовался принцип симметрии как отражение равновесия и устойчивости мироздания. Повторяемость образов символизировала цикличность бытия, процессов воспроизводства. К стилевым особенностям золотной вышивки ульяновских мишарей относится применение однотипной техники вприкреп и рельефность элементов отделки. Разнообразна трактовка ключевого знака-символа в центре, совмещающего солярные и цветочные формы. Стилевые особенности золотной вышивки у мишарей отражают общую для татар систему духовных ценностей, питавших художественные формы декоративного искусства, первоисточником которого послужила булгарская городская культура периода Золотой Орды, а затем Казанского ханства. На протяжении долгих столетий лучшие образцы отбирались и шлифовались временем. Устойчиво воспроизводились стилеобразующие элементы золотной отделки компонентов национального костюма. Традиция их применения позволяет сделать предположение о городском происхождении далеких предков современной локальной группы сельских татар-мишарей Ульяновской области.

НАСЛЕДИЕ 

  • В.В. Бессель (1843—1907) — один из крупнейших русских музыкальных издателей конца XIX – начала XX века, чье обширное наследие печатных и рукописных материалов все еще малоизучено.
  • В настоящей статье автор дает краткий обзор содержания документальной коллекции «В.В. Бессель», что храниться в фондах Российского национального музея музыки и прежде не становилась предметом отдельного исследования.
  • Многие из упомянутых в статье опубликованных и неизвестных источников служат дополнением к книге Н.Ф. Финдейзена (1909) — единственной на сегодняшний день монографии о В.В. Бесселе.
  • Статья расширяет представление исследователей о корпусе документов, входящих в исследуемый фонд, связанной с ними проблематике и перспективах.
152-163 923
Реферат
В историю русской и мировой музыкальной культуры Василий Васильевич Бессель (1843—1907) вошел как один из крупнейших музыкальных издателей. По объему производства его фирма занимала одно из ведущих мест на нотопечатном рынке России в конце XIX — начале XX века. Именно она выпустила первые издания многих сочинений отечественных композиторов-классиков А.Г. Рубинштейна, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова. С нотоиздательской деятельностью В.В. Бесселя связаны его работы по истории нотопечатного дела в России и авторскому праву. После себя он оставил обширное наследие в виде многочисленных рукописных материалов, ныне рассредоточенных по разным архивам (в основном Москвы и Санкт-Петербурга). В Российском национальном музее музыки (РНММ) в фонде 42 находится одно из самых крупных архивных собраний, связанных с В.В. Бесселем. Большая его часть составляет самостоятельную коллекцию «В.В. Бессель», включающую документы неофициального характера, встречную корреспонденцию, а также литературные рукописи и фотоматериалы. В связи с отсутствием комплексных исследований этой документальной коллекции в настоящей статье представлен краткий обзор ее содержания и история формирования фонда В.В. Бесселя; основной целью исследования является характеристика как опубликованных, так и неизвестных источников. Статья отвечает актуальной задаче современного музыковедения: раскрытию архивных фондов Москвы и Санкт-Петербурга. Многие рассмотренные автором документы являются важным дополнением к единственной на сегодня монографии о В.В. Бесселе, принадлежащей перу Н.Ф. Финдейзена. Более подробно рассмотрены документы, связанные с первым периодическим изданием фирмы «В. Бессель и Ко» — литературным еженедельником «Музыкальный листок» (1872—1877), а также переписка В.В. Бесселя с П.И. Чайковским за декабрь 1886 г., которой, по инициативе последнего, завершаются все личные и деловые контакты композитора с его петербургским издателем. Данная статья расширяет представления исследователей о корпусе документов, хранящихся в рассматриваемом фонде, проблематике, связанной с ними, перспективах.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 

  • Выбор и интерпретация художественного источника – форма осмысления наследия прошлых эпох.
  • Гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс» в качестве источника раннего творчества Константина Сомова расширяет существующие представления о путях формирования стиля модерн в России.
  • Гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс» входит в комплекс иллюстраций французского издания XVII века сочинения Филострата старшего «Картины», служившего источником сюжетов античной мифологии для европейских художников Нового времени.
164-172 799
Реферат
В статье выявлен и вводится в научный оборот неизвестный ранее художественный источник начального периода творчества Константина Андреевича Сомова — гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс»: прослеживается ход работы с ним наряду с другими художественными источниками (произведениями европейских мастеров XVI—XVIII вв. с изображением сцен охоты, картинами Антуана Ватто, графикой югендстиля), выявлен контекст обращения к нему, анализируются стилистические особенности включения данного источника в работу К. Сомова над акварелью «Отдых на прогулке». Эти задачи решаются в контексте вопроса о роли художественных источников из наследия прошлых эпох в раннем творчестве К. Сомова. Актуальность темы определяется тем, что гравюра Жаспара де Исаака «Нарцисс», выполненная в самом начале XVII в. для французского издания «Картин» Филострата Старшего, впервые стала объектом исследования как источник творчества К. Сомова. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринят опыт выявления (на основе сочетания формального и контекстуального анализа), а также использования источника из художественного наследия Франции начала XVII в. в работе К. Сомова над тематикой XVIII века. Выявление источника — гравюры Ж. де Исаака «Нарцисс» позволило реконструировать работу художника летом 1896 г. над сюжетом «Отдых на прогулке». Рассмотрен не только эскиз для этого произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, но и рисунок «Свидание» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Установлено, что он является одним из первых подготовительных рисунков для акварели «Отдых на прогулке» на основании общей иконографии акварели, эскиза и гравюры «Нарцисс». Автор пришел к выводу, что обращение К. Сомова к гравюре Ж. де Исаака не было осознанным, его стоит отнести к феномену художественной памяти, и вероятное знакомство с ним состоялось до отъезда художника в Париж осенью 1897 года.

КАФЕДРА 

  • Отечественное анималистическое искусство - самобытная страница русской культуры, продемонстрировало непреходящую ценность  человеческого восприятия живой природы.
  • В среде других жанров изобразительного искусства,  анималистика  ближе всего  соприкасается с миром  флоры и фауны и  художественными средствами отражает  полноту этого  мира.
  • Начиная с XVIII века, она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики  животные нашли свое  естественное воплощение.
  • Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.
  • На протяжении уже двух столетий (XVIII-XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем художественное изображение человека.
174-186 906
Реферат
В статье освещен новый период в развитии русского искусства, который продемонстрировал «картину мира», кардинально отличную от предшествующих эпох. Речь идет о XVIII в., тенденциях светского искусства, ориентированного на отражение реальной жизни. Тогда возник интересный и знаковый феномен времени — природный образ, призванный продемонстрировать свойства живой природы, исполненной многообразия и красоты. Цель статьи состоит в том, чтобы дать оценку поисков этой благоговейной природной онтологии, зародившейся в недрах раннего искусства, выросшей до статуса самостоятельного жанра. Это абсолютно новое явление было наполнено особым восторгом художников. Чтобы отразить его сполна, мастера прибегали к детальной скрупулезной трактовке анималистических сцен и отдельных персонажей, изображая их в натюрмортах, охоте, на природе, постигая суть материальной жизни, ее законов и специфического выражения в искусстве. Раскрывается принцип «любования», который находится в сфере восприятия и трактовки данного искусства. Рассмотрен «кунсткамерный» рисунок, цветочные натюрморты, сцены с изображением животных, которые характеризуются упоенным разглядыванием художником природных реалий и их тщательным исполнением. С одной стороны, данный процесс обусловлен интересом к познанию мира природы, а с другой — способствовал сложению жанров, прежде всего анималистики, в ее специфических чертах. Первые художники (М.С. Мериан, И.Ф. Гроот, К.Ф. Кнаппе, И.Э. Гриммель, А. Добряков), преимущественно среди иностранных мастеров, продолжили линию познания природного мира, подчеркивая любопытные и характерные моменты в его проявлениях. В них явно звучит философский взгляд на природное мироустройство, исполненное чувственности и материального восторга. В статье формулируется мысль о значимости раннего этапа в развитии русской анималистики для последующего развития жанра.
  • Тема экологических проблем постепенно проникает во все сферы общественной жизни. Не является исключением и искусство, в том числе танцевальное.
  • Но как связаны танец и экология? Танец это не только физическая активность и здоровье. Более глубокий взгляд на данную проблему предложен автором в статье. Танцевальное искусство проанализировано как инструмент, способствующий эффективному восприятию экологической информации.
  • Хореография в экологически ориентированных постановках, благодаря уникальным возможностям вызывать кинестетическую эмпатию, служит одним из эффективных средств, вызывающих сопереживание на глубинном уровне, экологическую эмпатию, заставляя зрителя задуматься о глобальных проблемах экологии.
  • Авторы предполагают, что призывы к природоохранной деятельности и представление информации об окружающей среде средствами хореографии могут играть роль когнитивного и мотивационного компонента в формировании экологической идентичности, что в целом будет способствовать повышению уровня экологической осознанности.
187-200 4943
Реферат

В связи с обострившимися на планетарном уровне экологическими проблемами была признана необходимость перехода общества на траекторию устойчивого развития, основными принципами которого являются ориентация на достойный уровень жизни каждого члена общества, снижение антропогенной нагрузки на природу и сохранение окружающей среды, в том числе для будущих поколений, комплексное решение экологических, социальных и экономических проблем на глобальном и локальном уровнях. По мере реализации этой концепции выявилась основополагающая роль культуры, а также особая роль культуры экологической, которая бы обеспечивала гармоничное развитие общества с окружающей средой. В том числе необходима трансформация мировоззрения, переоценка ценностей и смещение акцентов в потреблении с материальных благ на духовные.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью продвижения принципов устойчивого развития во все сферы деятельности общества, определяющие современный уровень культуры и цивилизации. Целью настоящей работы является анализ возможностей танцевального искусства как источника опосредованного влияния на экологическое сознание и мышление, рациональное отношение к природе при формировании экологической культуры.

Экологическая культура выражается в восприятии человеком себя как части природы. Экологическое сознание является одним из элементов экологической культуры. Искусство, в частности танец, имея возможность воздействовать на эмоциональную сферу человека, является полезным инструментом для эффективного восприятия экологической информации и мотивации к природоохранной деятельности. В силу своей полифункциональности оно может способствовать формированию экологической идентичности на уровне следующих компонентов: когнитивного (информационная, познавательная, воспитательная функция), эмоционального (компенсаторная, внушающая), инструментального (общественно-преобразующая функция).

На основе анализа научной литературы и некоторых музыкально-хореографических произведений с позиций экоцентрической парадигмы сделано предположение: хореография в экологически ориентированных постановках может служить одним из эффективных средств, вызывающих сопереживание на глубинном кинестетическом уровне, экологическую эмпатию. Хореография может играть роль эмоционального компонента в процессе формирования экологической идентичности, что в целом будет способствовать формированию экологического сознания на индивидуальном уровне.

ORBIS LITTERARUM 

  • Писательская биография - особый самостоятельный поджанр литературы, обладающий своими специфическими характеристиками.
  • Биографические романы о писателях содержат интересные, часто мало известные ( из редких, включая архивные материалы, источников) сведения о них самих и об их произведениях.
  • Национальная литературная премия "Большая книга" за 14 премиальных сезонов 7 раз присуждалась именно за писательскую биографию.
  • Авторы писательских биографий также зачастую раскрываются в них с неожиданной стороны. 
  • В числе лучших писательских биографий книги Д.Л. Быкова о Б.Л. Пастернаке, П.В. Басинского о Л.Н. Толстом, А.Н. Варламова об А.Н. Толстом и др.
202-213 2448
Реферат

Писательская биография рассматривается в статье как разновидность жанра литературной биографии. Выявляются тематические и художественные особенности, свойственные этому поджанру литературы. Систематизируются свойственные ему специфические черты, показан широчайший спектр их возможной реализации на современном этапе. Материалом для исследования выбраны произведения-лауреаты национальной премии «Большая книга». Менее чем за полтора десятилетия ее существования биографии писателей дважды занимали первое место (книга Д.Л. Быкова о Б.Л. Пастернаке и П.В. Басинского о Л.Н. Толстом) и четыре раза — второе (книги А.Н. Варламова о А.Н. Толстом, Л.И. Сараскиной о А.И Солженицыне, С.А. Шаргунова о В.П. Катаеве и совместный труд А.А. Кабакова и Е.А. Попова о В.И. Аксёнове). Все названные произведения последовательно (в порядке получения премии) проанализированы в статье. Это позволяет выявить особенности каждого из них, с одной стороны, и общие для всех типологические черты, свойственные рассматриваемому поджанру, — с другой. Отличительной чертой книги Д.Л. Быкова стало глубочайшее «вчувствование» одного поэта (автора) в творчество и мироощущение другого (своего героя). А.Н. Варламову свойственно сопоставление нескольких источников для выявления полной достоверности. У П.В. Басинского специфичен ракурс, в котором показана биография писателя (во главу угла он выдвигает важнейшую для самого Л.Н. Толстого «мысль семейную»). Л.И. Сараскина основной акцент делает на личности А.И. Солженицына, рассматривая его биографию как главное художественное произведение этого автора. А.А. Кабаков и Е.А. Попов строят текст биографии В.И. Аксенова в виде живой непринужденной беседы, объективность сказанного подтверждается при этом множеством документов, вынесенных в приложение. С.А. Шаргунов прослеживает отражение в произведениях В.П. Катаева необычной, полной настоящих приключений судьбы писателя.

В то же время все рассматриваемые произведения имеют общие черты. В каждом создан живой полнокровный образ русского писателя, плотно входящий в историко-культурный контекст соответствующей эпохи, с одной стороны, показанный в неразрывном единстве личной судьбы и творческого наследия (которое скрупулезно анализируется), — с другой. Все книги написаны с опорой на тщательно изученные авторами биографические материалы и документы, в том числе — архивные. Большой объем сочинений позволяет включить такой материал непосредственно в их текст.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН 

  • На примере творчества двух китайских художников Паня Шисюня и Е Синшэна показано, как произведения художников становятся одним из механизмов трансляции традиционного тибетского народного и религиозного искусства.
  • В своих произведениях мастера, используя элементы классической китайской, западной и тибетской живописи, передали уникальные черты национальной культуры и истории Тибета.
  • Оба мастера отражают традиции празднования тибетского новогоднего фестиваля в современной китайской масляной живописи.
214-223 895
Реферат
Статья посвящена отражению традиции празднования тибетского новогоднего фестиваля в современной китайской масляной живописи. Задача — изучить культурные особенности тибетского Нового года на примере творчества двух китайских художников: Паня Шисюня и Е Синшэна. И проанализировать степень влияния искусства на сохранность нематериального культурного наследия. Китайская живопись способствует единству традиций прошлого и настоящего, а также интеграции классических и современных элементов в технике нового времени. В своих произведениях мастера, используя элементы классической китайской, западной и тибетской живописи, передали уникальные черты национальной культуры и истории Тибета. В работе систематизирован комплекс обычаев и религиозных обрядов, традиционных костюмов и угощений тибетского новогоднего фестиваля. Произведения художников рассматриваются как один из механизмов трансляции традиционного тибетского народного и религиозного искусства.

К сведению авторов 



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)