КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
- Изображения Берлина – вражеской столицы в момент ее падения – неожиданно широко представлены в советской графике 1945 года.
- Визуальные образы фашистской столицы сочетали репрезентацию символов Берлина, хорошо известных каждому советскому человеку, и документирование военных реалий мая 1945 года.
- Переход от фронтовой графики к графике мирного времени, столь наглядно представленный в берлинских пейзажах, сопровождался усложнением художественных приемов изображения и нарастанием субъективного авторского начала.
Художник, оказавшийся в последние дни войны в поверженной столице врага, не может бесстрастно фиксировать ее объекты. На их отбор и характер изображения оказывают влияние многие факторы. Один из них — удовлетворение от свершившегося возмездия, осознание торжества исторической справедливости. По мнению исследователей, такие реакции неизбежны. В статье предложено рассмотреть с данной точки зрения рисунки, созданные советскими художниками в Берлине весной и летом 1945 года. Подобный анализ визуального образа немецкой столицы проводится впервые. Он показывает, что упомянутые реакции не были единственными. В графике первых послевоенных дней не менее наглядно и последовательно выражены иные чувства и интенции авторов: желание точно задокументировать, закрепить в истории образ города и его отдельных сооружений, счастье от наступившей мирной тишины и просто интерес к памятникам европейского искусства.
В статье берлинские пейзажи исследуются как свидетельства перехода от фронтовой графики, обращенной к визуальной фиксации следов войны, к графике мирного времени; от документальности — к художественности; от мировосприятия человека воюющего — к взгляду на мир человека, дожившего до победы. При данном подходе важно было рассмотреть графические образы Берлина в единстве с дневниковыми и мемуарными текстами, принадлежащими как художникам, так и обычным солдатам, участникам штурма Берлина. Сочетание вербальных и визуальных источников помогает более объемно представить образ немецкой столицы, существовавший в общественном сознании, а также специфичность его репрезентации средствами изобразительного искусства.
В статье представлен анализ материалов Международной научной конференции «Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации», которая прошла в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. В конференции приняли участие представители вузов и учреждений культуры пяти государств: Российской Федерации, Республики Беларусь, Венгрии, Республики Индия и Китайской Народной Республики. Российская Федерации была представлена как Центральным округом, так и регионами Дальнего Востока, Сибири и Урала, а также рядом автономных республик: Бурятии, Мордовии, Саха (Якутии), Ханты-Мансийского автономного округа. Количество участников конференции, несмотря на сложную ситуацию пандемии, в которой мы все оказались, показательно — 78 человек, в том числе 38 докторов наук, 25 кандидатов наук, представляющих разные гуманитарные дисциплины, десять преподавателей вузов, три аспиранта и два независимых участника.
Материалы конференции распределились в соответствии с постановкой научных проблем на четыре секции: 1. «Социокультурные проблемы и культурная политика государства в эпоху глобализации». 2. «Проблемы сохранения и репрезентации культурного наследия разных народов». 3. «Интернет как пространство диалога и полилога культур. Новые медиатехнологии». 4. «Образование и творчество в эпоху цифровой революции». На конференции выступили многие известные ученые — представители гуманитарных наук ведущих вузов России.
Итогом научной конференции, как показали все материалы и выступления, стало доказательство того, что только культура и межкультурный диалог в эпоху хаоса и противоречий глобализованного мира способны нейтрализовать международные конфликты и привести мир к согласию и взаимопониманию.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
- С позиции модернизма искусство и дизайн развиваются циклично по спирали с выходом на качественно новый уровень.
- Постмодернизм закольцевал это прогрессивное поступательное движение в одной плоскости.
- Проектно-творческими методами постмодернизма в искусстве и дизайне становятся редизайн и ретродизайн.
- Прошлое влияет на настоящее, препятствуя созданию подлинно нового в искусстве и дизайне.
- Интерпретация, апроприация и ссылка подменили настоящее новаторство в дизайне и искусстве.
НАСЛЕДИЕ 
- Отечественное анималистическое искусство - самобытная страница русской культуры, продемонстрировала всю ценность человеческого восприятия живой природы.
- В среде других жанров изобразительного искусства, анималистика ближе всего соприкасается с миром флоры и фауны и художественными средствами отразила всю полноту этого мира.
- Начиная с XVIII века, она органически вписалась в жанровую систему и оказалась открытой для взаимодействия с другими жанрами изобразительного искусства. В композициях разной тематики животные нашли свое естественное воплощение.
- Во взаимодействии разных жанров проявились интересные качества трактовки самого анималистического образа, который сохранял свою привлекательность и неизменную принадлежность природному миру.
- На протяжении уже двух столетий (XVIII-XIX) анималистика показала не менее достойные результаты, чем изображение человека.
Статья освещает историко-культурологическую тему связи русской анималистики с другими жанрами изобразительного искусства XVIII и XIX вв., ставшей самобытной страницей русской культуры, когда обозначились особенности анималистического искусства как своеобразного и характерного явления, открытого для взаимодействия. Автор обращается к данной теме в связи с малочисленностью комплексных исследований в области анималистики. Целью статьи явилось рассмотрение специфических особенностей анималистики как характерного самобытного явления отечественной художественной культуры в контексте существующей жанровой системы двух обозначенных периодов. Вопросы взаимодействия, интеграции весьма показательны в исторической и в современной художественной практике: демонстрация такого рода «коммуникаций» на примере русской анималистической живописи, графики, скульптуры обогащает и разнообразит сферу отечественного искусства, придает ей характер целостности и национальной окрашенности.
Представлен обзор отечественной и зарубежной литературы по теме, показано, что в систему жанров русского искусства XVIII—XIX вв. анималистика вошла как особый его «род», явив самостоятельный статус. На протяжении двух столетий художники ставили своей задачей создание образа животного в сфере наблюдаемой ими природной реальности: природа и животные в ней находят отражение в разных жанрах изобразительного искусства. Так, в XVIII столетии, когда в России организуется Академия художеств и связанные с ней классы по роду занятий, звери и птицы стали изображаться в исторической, батальной картине, в ландшафтной живописи и в натюрмортах. На картинах зарубежных и русских мастеров предстают дикие и домашние животные. В XIX в. лошадь становится одним из наиболее предпочитаемых персонажей в портретной живописи и в скульптуре (наряду с историческим и пейзажным жанром). Исторические реалии этого времени выделили данный образ и определили формирование отдельного «иппического жанра».
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
- Детский портрет в отечественной живописи XVIII века переживал процесс одновременно становления и изменения под воздействием европейских живописных образцов и представлений о природе детства.
- Цветы, плоды, книги, животные и игрушки в детском портрете того времени связанны с христианской символикой.
- В начале XVIII века детский портрет вбирал в себя традиционные атрибуты и символы изображений взрослых людей, но за счет возраста модели в них нивелировалась любая двусмысленность.
- Атрибутика портретов мальчиков и девочек различалась, а двойные изображения разнополых моделей практически отсутствовали, что свидетельствует об обособленности их миров в то время.
- К концу XVIII века в символической системе детского портрета появляются новые метафоры антиномии света и тьмы, знания и незнания («высветление» образов), а также близости к природе (включение пейзажного фона и допущение естественных поз моделей).
- Балет в ХХ веке стал одним из самых динамично развивающихся жанров музыкального искусства. Его синтетическая природа позволяла раскрыть новое видение целей композиторского творчества. Венгерский композитор Бела Барток в своих двух балетных партитурах представил оригинальный вариант решения этой задачи.
- Традиции классического балета в балетах Бартока буквально вытеснены новаторским подходом к жанру, что стало неким препятствием для успешной сценической судьбы произведений.
- Самобытность балетных партитур Бартока зиждется на превалировании приёмов инструментальной симфонической музыки. Именно эта особенность является определяющей в анализе данных сочинений.
КАФЕДРА 
- Архитектоника искусства предполагает разноплановое взаимодействие ее составляющих, маркируемое ценностями.
- Обнаружение контуров (само)идентичности является одной из базовых рефлективных процедур в арт-процессе.
- Танец обладает высоким аксиологическим потенциалом как специфическая форма художественной активности, объединяющая физические и метафизические практики обнаружения границ личности.
- В авторском дискурсе танец анализируется как пространство / инструмент репрезентации идентичности во множестве ее модусов.
- Актуальные арт-практики особенно ценностно нагружены поисками культурной / национальной / гендерной / стилевой идентичности.
ORBIS LITTERARUM 
- Развитие барочной книги показано на источниках, впервые введенных в научный оборот.
- Превосходным мастером барочной книги являлся антверпенский печатник Бальтазар Моретус, привлекший к работе своего друга Питера Пауля Рубенса.
- Становление нового аллегорического мышления, когда иносказание становится нормой художественной лексики, показано на примере титульных листов книг.
- Русская фортепианная школа – явление уникальное и многогранное, всесторонне исследованное и динамично развивающееся. Почетное место в этом процессе всегда занимали отечественные нотоиздательские фирмы, деятельность которых, на сегодняшний день, вызывает большой научный интерес;
- Учебно-методическая литература, выпускаемая в Москве и Петербурге во второй половине XVIII-начале XIX вв., позволяет представить становление отечественного музыкального образования в исторической динамике и перспективе, уточнить и конкретизировать большой объем фактического материала;
- В центре внимания оказывается мало изученный культурный ландшафт, сведения о котором носили, порой, обобщенный и не всегда верный характер;
- Особенный интерес, в этой связи, вызывают каталоги крупнейшей нотоиздательской фирмы «П. Юргенсон», хранящиеся в фондах Российской государственной библиотеки.
Русская фортепианная школа — уникальное явление в мировом культурном пространстве, феномен многогранный и созидательный, источник творческих озарений и ярких интерпретаций. История отечественного фортепианного исполнительства глубоко и всесторонне исследована, характеризуется широким смысловым диапазоном. Особое место в нем занимает учебно-методическая литература, выпускавшаяся крупными нотными издательствами Москвы и Санкт-Петербурга в период своего становления и развития.
Обращение к данной теме связано с необходимостью создать первичное представление о деятельности нотных издательств по выпуску учебных материалов в исторической динамике и перспективе. Этот сложный по своему содержанию процесс можно воспринимать как синтез европейских традиций и отечественного опыта — многомерного полифункционального ландшафта эпохи, иллюстративного отражения важных событий в культурной жизни страны.
Специфика затрагиваемой проблемы обладает внушительным демонстрационным объемом. Среди его составляющих: стратегия и тактика развития российских нотоиздательских компаний, выпуск учебной и научно-методической литературы русских и зарубежных авторов, этапы в развитии фортепианного искусства, увеличение количества производимой продукции, достижения отечественной фортепианной школы и ее уникальный педагогический опыт.
В каталогах фирмы «П. Юргенсон», хранящихся в Российской государственной библиотеке, отражены тенденции и направления, являвшиеся доминирующими в учебно-методической литературе для фортепиано. Это — сложившиеся, прошедшие апробацию методики фортепианной игры, сборники упражнений, хрестоматии, обогатившие педагогический репертуар сочинениями для развития технической базы учащихся и расширения арсенала ее выразительных средств. Цель исследования — первичная классификация образовательных ресурсов издательства «П. Юргенсон», зафиксированных в его каталогах конца XIX — начала XX века.
К сведению авторов 
ISSN 2588-0047 (Online)