КОНТЕКСТ 
Теме модернизации посвящено множество работ отечественных и зарубежных исследователей, но интерес к данному феномену вовсе не исчерпан. По мере усложнения современных глобализационных процессов она бросает вызовы, требующие новых подходов и разработок. Настоящая работа является попыткой переосмысления существующих концепций с целью доказать предпочтительность развертывания исследований в социокультурном направлении, обеспечивающем первенство человеческого фактора, социального партнерства и социального равенства на международной арене. Без них модернизация теряет социокультурный ракурс и содержание. Разумеется, эта новая идея требует создания самой социокультурной модели модернизации и соответствующей методологии. Однако мы вынуждены сужать постулат тематики, так как обоснование необходимости предпосылок такой модели ставит вопрос о том, почему и с какой целью это требуется, какие препятствующие факторы накопились в существующих теориях и процессах модернизации. Поэтому на передний план выдвигаются следующие задачи: выделение положительных сторон трех этапов теории модернизации, смена парадигм исследовательских подходов, создание принципов междисциплинарности американской школой социологов, определение роли науки в институционализации этих процессов. Политические мотивы создания теории модернизации, приводящие к повышению статуса сильных государств над слабыми, к дисбалансу развития разных социумов, подчинению слабых сильными мира сего, выделены как детерминирующие факторы социокультурной стратегии модернизации. Новизной статьи можно считать идею о том, что истоки данного феномена следует находить в событиях научной революции стран Запада XVI—XVII вв., в отличие от мнения многих ученых, привязывающих резкий скачок усовершенствования и прогресс человечества к промышленной революции и Великой французской революции. Ведь движущими силами модернизации являются интеллектуальный капитал и средний класс, без которых развитие не происходит. Приведены примеры применения научных открытий на практике, испытания их деструктивных и позитивных сторон социумами стран Запада в эпоху бурных перемен, давшими образцы всему человечеству. В заключение статьи дано определение социокультурной модели модернизации.
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
В XXI веке становится все более очевидной созидательная роль культуры в социально-экономическом развитии территорий. Творческий потенциал генерирует новые смыслы и перспективные идеи, формирует комфортную среду жизнедеятельности и множит конкурентоспособность. Рост сегмента креативной экономики становится основой благополучия, инвестиционной и туристической привлекательности городов, регионов, стран. Картирование материальных и нематериальных культурных ресурсов является современным инструментом стратегического культурного планирования, совмещающим в себе возможности продвинутых информационных технологий и передовой гуманитарной мысли, устремленной в успешное будущее.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием и перспективами применения в Российской Федерации технологии культурного картирования (Cultural Mapping). Данная технология основана на интеграции креативных индустрий и передовых информационно-коммуникационных разработок. Она предполагает комплексное выявление, инвентаризацию и актуализацию материальных и нематериальных культурных ресурсов с последующим включением их в стратегические планы территориального развития. Цель статьи — изучение феномена культурного картирования для адаптации данной технологии в практической проектной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска новых ресурсов развития регионов и России в целом в условиях мировых кризисов и колебаний конъюнктуры традиционных сырьевых рынков, важностью определения перспективных направлений трансформации экономики страны при переходе в постиндустриальную эпоху. Поворот к инновационному развитию, сопутствующий процессам социокультурной модернизации в России, обусловлен не только уровнем освоения в обществе современных технологий. В первую очередь, он связан с модернизацией деятельности сферы культуры, понимаемой как широкое межведомственное явление и основа для позитивных преобразований в субъектах Российской Федерации. Отмечается, что дальнейшее построение современного общества в контексте тенденций развития мирового экономического и культурного пространства невозможно без формирования в регионах России инфраструктуры, ключевыми элементами которой являются культурные, интеллектуальные и информационные ресурсы, а также учреждения и передовые социокультурные технологии, обеспечивающие их хранение, трансляцию и предоставление пользователям.
Во многих странах мира культура признана одной из наиболее пострадавших отраслей от пандемии коронавирусной инфекции. Целью настоящей статьи является анализ антикризисной политики и мер по предотвращению последствий COVID-19 в рамках сравнительного (компаративного) исследования на примере пяти стран (Великобритания, Германия, Италия, Россия, Франция).
В статье представлена типология мер поддержки культуры, предпринятых европейскими странами в условиях распространения COVID-19, охарактеризована действенность и практическая реализация широкого спектра финансовых механизмов, стимулирующих восстановление отрасли.
Результаты анализа не только отражают специфику нынешнего кризиса, но и в целом дают ключ к пониманию разных экономических моделей управления, степени признания значимости отрасли в системе национальных приоритетов европейских стран, политических и ценностных суждений, которые лежат в основе государственной поддержки культуры.
В статье рассматриваются специальные меры поддержки культуры в период пандемии COVID-19 2020—2021 годов. Представлена классификация экономических мер поддержки отрасли в это время, проанализированы мероприятия в России и четырех европейских странах (Франции, Великобритании, Италии и Германии). Охарактеризована действенность и практическая реализация широкого спектра финансовых механизмов, стимулирующих восстановление и сохранение устойчивости отрасли, в том числе безвозвратные субсидии, кредиты и займы, страховое покрытие под отмененные и перенесенные культурные мероприятия, компенсации выпадающих доходов в связи со снижением продажи билетов, программы сохранения рабочих мест. Представлены результаты сравнительного анализа антикризисных расходов центральных правительств (на республиканском или федеральном уровне) пяти стран на поддержку культуры в условиях кризиса. Особое внимание уделено государственным мерам поддержки работников культуры, включая самозанятых. В заключение представлены рекомендации относительно дальнейших направлений экономической политики в сфере культуры с учетом анализа актуальной зарубежной литературы и последних отчетов европейских правительств с высоким уровнем государственной поддержки отрасли.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
Статья посвящена анализу существования танцевальной культуры в условиях активного ее взаимодействия с медиатехнологиями. Современный театральный репертуар предлагает большое количество экспериментальных постановок, что дает почву для культурологического осмысления танцевальной культуры на основе работ исследователей культуры, театра и танца, а также на основе результатов творческих исканий хореографов и танцовщиков (лекций и отдельных спектаклей). Рассматриваемый синтез порождает новые сценические приемы (формирование пространства без использования декораций, непосредственное взаимодействие танцовщика с электронным реквизитом), технические средства для репетиций (отслеживание движений в пространстве, дистанционная работа хореографа и артиста). Это делает танцевальное искусство доступным зрителю, превращая его в часть медиакультуры через музыкальные фильмы и телевизионные проекты. Отдельное внимание уделено широким возможностям самопрезентации танцора в цифровом пространстве, требующей не только красивой танцевальной техники, но и технических навыков (съемка, монтаж).
Важно, что синтез медиатехнологий и танца является частным случаем отношений классического и современного. Это проявляется в необычных музыкальных произведениях, где соединяются жанры и музыкальные инструменты разных стилей, а также в экспериментальных танцевальных постановках, в которых есть место и классическому танцу, и цифровым технологиям в качестве декораций или даже участников сценического действия. Делается вывод, что танцевальная культура с помощью медиатехнологий продолжает свое развитие, однако следует учесть, что дальнейшие технические преобразования никогда не заменят цифровыми эффектами живое движение и выразительность пластики человеческого тела.
Подкастинг в библиотеках США, лидере развития IT-технологий, - новая область библиотечного сервиса. В настоящее время подкастинг активно используется для дистанционного обучения, обслуживания удаленных пользователей, описания баз данных и услуг, обзора новых книг, трансляции интервью библиотекарей, гостевых лекций, читательских конференций. Комплексный характер использования в библиотеках подкастов различного типа, их жанровое и тематическое многообразие делает подкасты перспективным информационным ресурсом, которому суждено большое будущее.
Цель статьи — анализ актуальной практики применения подкастов в американских библиотеках, выявление ее целей и задач, типов используемых подкастов. Подкастинг в библиотеках США используется для дистанционного обучения, обслуживания удаленных пользователей, описания баз данных и новых услуг, обзора новых книг, трансляции интервью библиотекарей, гостевых лекций, читательских конференций и пр.
В цифровую эпоху с ее возможностями распространения информации быстрое развитие подкастинга как нового библиотечного сервиса мотивировано его удобством, массовостью доступа, отсутствием пространственных ограничений, экономией времени и т. д. Активное распространение формата подкаста как своего рода интернет-радио свидетельствует об определенной «усталости от экрана», сформировавшейся у массового пользователя, а также о дальнейшем качественном и количественном росте медиатизации библиотечных служб, осуществляемой с помощью сложных комплексных технологий. Широкое распространение в США на протяжении двух последних десятилетий сервисно-ориентированной модели библиотеки делает массовым использование онлайн-приложений, связанных с доступной электронной средой.
Комплексный характер использования в библиотеках различного типа, жанровое и тематическое многообразие подкастов, автономия в пространстве и времени делает их перспективным библиотечным сервисом, которому суждено большое будущее.
- Результаты показывают, как меняются предпочтения потенциальных посетителей в экспозициях морских музеев в зависимости от возраста, пола и принадлежности к сфере культуры.
- Сильнее всего предпочтения меняются в зависимости от возраста. В среднем, интерес к морским музеев выше у лиц старше 30-35 лет.
- Большинство морских музеев в РФ посвящено военно-морскому флоту или истории предприятий, но интерес к ним не так высок, как к общеисторическим темам.
- Интерес к морским музеям завязан на впечатлениях. Посетителям нравятся крупные объекты наследия и темы "приключений" - открытия, пиратство, путешествия.
В статье рассматриваются результаты социологического опроса, посвященного анализу предпочтений и восприятия морских музеев потенциальными посетителями. Актуальность темы морского наследия и его музеефикации обусловлена рядом стратегических документов, посвященных развитию деятельности, направленной на морские ресурсы и затрагивающих сохранение и актуализацию морского наследия. Несмотря на существование исследований, посвященных морским музеям в России и за рубежом, отношение посетителя к экспозициям данной тематики ранее не изучалось. Эта лакуна, наряду с необходимостью развития морских музеев, обусловила цель данной работы — проанализировать посетительское восприятие тем, презентуемых в экспозициях морских музеев.
Исследование базируется на социологическом опросе (в анкете было предоставлено 20 тем). Объем выборки — 500 человек, среди которых 171 мужчина, 329 женщин. Средний возраст респондентов составил 32 (±11) года в диапазоне от 12 до 74 лет. Большинство опрошенных проживает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Чуть больше четверти опрошенных работают в музеях или связаны с учреждениями культуры, туризма. Оценочные результаты проанализированы в зависимости от возраста, пола респондентов, а также их вовлеченности в музейную деятельность.
Результаты исследования могут быть применены в рамках научно-экспозиционной деятельности, в частности при создании научных концепций новых экспозиций и выставок, посвященных морскому наследию. Кроме того, они могут быть использованы при подготовке учебных курсов по вопросам изучения, сохранения и музеефикации морского наследия.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
- Русский авангард развивался в круге идей философии жизни, всеединства и оказался близок буддийскому мировосприятию и таким популярным на рубеже ХIХ-ХХ вв. мистическим учениям как теософия Е.П.Блаватской и антропософия Р.Штейнера.
- М.Матюшин обратил внимание на психологию восприятия и подчеркнул специфику зрения отражать только то, что осознано разумом. Рассмотренная им с этих позиций история искусства позволила сделать неожиданные выводы и признать открытие перспективы в эпоху Возрождения величайшей ошибкой.
- Органическое направление русского авангарда предложило новый метод наблюдения, который заключался в том, чтобы смотреть на все сразу, задействовав центральную и периферическую часть сетчатки. При этом наблюдатель выходил за пределы времени и, подобно буддийским монахам в состоянии медитации, ощущал слияние объекта и субъекта.
- Матюшин пытался развить у своих учеников сверхспособности и проводил эксперименты в области эмоционального восприятия пластических форм, цвета и влияния на них звука. Предложенный им метод приближал новую эру постижения мира как единого целого.
В статье раскрывается связь творческого метода М. Матюшина с поисками новой духовности и идейно-эстетическими исканиями русского модернизма в эпоху Серебряного века. Актуальность статьи обусловлена необходимостью всестороннего анализа наследия русского авангарда, так как в советский период все, что выходило за рамки метода соцреализма, исключалось из общественного рассмотрения. Новая эстетика театрального футуризма возникла в 1913 г. в экспериментальной постановке оперы «Победа над солнцем». В 1923 г. М. Матюшин сформулировал программу «расширенного смотрения», назвав ее «ЗОР-ВЕД», что означало «Зрение + Ведание». Предложенный им по аналогии с буддистскими практиками созерцательный метод позволял преодолеть фрагментарность восприятия реальности. Наблюдатель выходил за пространственно-временные ограничения, при этом границы между объектом и субъектом размывались, снимая оппозицию одушевленное/неодушевленное, и достигалось понимание целостности мироздания. М. Матюшин воспринимал цвет как сложное явление, зависящее от освещенности, колорита окружающей среды, движения. Итогом экспериментов, проводимых Матюшиным в Государственном институте художественной культуры, стал «Справочник по цвету» (1932). Метод «расширенного смотрения» приближал новую эру постижения мира как единого целого, предвещая прорыв во многих областях знания: науках о сознании, философии, психологии и даже физики. Но в стране победившего социализма эксперименты, предвосхитившие дальнейшее развитие визуальных искусств ХХ в., были насильственно прекращены. Поиски новой пространственной эстетики М. Матюшин продолжал в домашнем театре. Новизна решения рассматриваемой проблематики связана с тем, что в научный обиход вводится целый пласт отвергнутой культуры первой трети ХХ в., анализируется деятельность малоизученного органического направления русского авангарда и проводится сравнение метода «расширенного смотрения» М. Матюшина с буддийскими практиками.
КАФЕДРА 
Авангардная формация России начала XX в. имела одну значительную особенность, которая помогла науке и искусству продуктивно взаимодействовать на протяжении 1920-х годов. Это создание учебных учреждений и научно-исследовательских институтов, в стенах которых работали художники авангарда, теоретики, философы и практики. Такие люди были призваны создать новую науку об экспериментальном искусстве. Игорь Герасимович Терентьев — представитель радикальной футуристической группы «41°», меньше года (с октября 1923 по март 1924 г.) возглавлял фонологический отдел Института художественной культуры (ИНХУК, с 1925 г. — Государственный институт художественной культуры, ГИНХУК), но его теоретическая деятельность нашла свое отражение в театральной практике. Цель настоящего исследования — на основании архивных документов представить все направления поисков и специфику фонологического отдела ИНХУКа. Объектом исследования становятся программы отдела и доклады его участников. Акцент делается на многообразии исследовательской программы отдела, которая не ограничивалась лишь звуком. Эластичность звуковой материи приравнивалась к понятию мыслительной деятельности. Звук рассматривался как «явление физическое», художественный прием и орудие пропаганды в музыкальном и художественном контекстах. В отделе представляли и обсуждали доклады о зауми, шумовой музыке, театральном материале, сравнивали характеристики поэзии А.В. Туфанова, К.Д. Бальмонта, В.В. Хлебникова, обсуждали возможности работы художника в области речи и звука. Важной для И.Г. Терентьева была заумь, на основе которой он собирался выработать универсальный и интернациональный язык. В статье реконструируются общие направления работы отдела, характеризуется его деятельность, а также впервые проанализированы не изданные ранее программные тезисы его сотрудников.
ORBIS LITTERARUM 
Изучение информационного потенциала вкладных и владельческих записей, оставленных на экземплярах старопечатных кириллических изданий, давно стало частью комплексного источниковедческого анализа. Данный вид исторического источника используется для изучения как конкретных групп изданий, так и региональных корпоративных и частных собраний. Целью настоящего исследования является анализ информационной ценности записей, фиксирующих факты владения этими памятниками книжности, а также их вкладов, сделанных представителями бюрократического аппарата XVII—XVIII вв. дьяками и подьячими. В книжной культуре XVII—XVIII вв. они играли важную роль: оформляли вклады (в том числе и царские), сами являлись вкладчиками и владельцами, а в некоторых случаях — продавцами и покупателями книг. Всего выявлено 130 упоминаний (из них 68 — автографы) о 101 чиновнике (как государственные, так и монастырские дьяки и подьячие). При этом 106 упоминаний содержат точные даты и охватывают период с 1610 по 1782 год.
Результаты исследования позволяют не только получить новую информацию о книжной культуре, но и расширить имеющиеся сведения о дьяках и подьячих. Так, в составе их личных библиотек выявлен довольно высокий процент изданий, рассчитанных на индивидуальное осмысление текста: «четьи книги», богослужебные книги, Писание, учебная литература (69%). При этом доля богослужебных книг значительно меньше (31%). Автором выявлено несколько десятков имен, не фигурирующих в справочниках. Показаны информационные возможности записей для воссоздания биографий государственных служащих и генеалогии их родов (на примере Л. Асманова и С.Ю. Романчукова). Показано также, что особую ценность записи представляют для реконструкции рода монастырских служащих (иллюстрируется на примере рода подьячих Спасо-Ярославского монастыря Янышевых).
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
- Изразец как уникальный феномен древнерусского искусства является ярким элементом архитектуры, формирующим визуальный облик города.
- Псковщина – один из центров зарождения изразцового производства на Руси, где по сей день сохранились изразцы, украшающие стены средневековых православных храмов.
- Псков называют музеем под открытым небом, а изразцы, как книга с цветными картинками, щедро делятся своими сокровищами с жителями и гостями города.
- Символические образы на храмовых изразцах разнообразны по сюжету и колористике, через глубь веков они доносят до наших современников высокие духовно-культурные ценности и смыслы, заложенные древними мастерами.
Статья посвящена рассмотрению сюжетов и художественных особенностей архитектурных изразцов, размещенных на храмах Псковщины, построенных в XIV—XVII веках. Актуальность темы определяется возросшим интересом к истории псковской архитектурной школы, недостаточной изученностью на региональном уровне средневекового культового зодчества в целом и изразцового искусства в частности, что и обусловило необходимость его углубленного исследования. Научная новизна работы заключается в классификации и выявлении аналогов сюжетов архитектурных изразцов, сохранившихся на стенах средневековых православных храмов Псковщины, являющейся одним из первых центров становления изразцового творчества на Руси. Проведено подробное описание ранее не опубликованных изразцов псковских храмов, отмечены особенности их восприятия. По характеру образов на изразцах выделены следующие группы: геометрический, флористический и орнитоморфный орнаменты, сюжетные композиции. Наибольшее распространение получил в Пскове флористический орнамент, включающий изображения винограда, васильков (гвоздик), цветочных розеток, вазонов с цветами различного типа, травяных завитков, узоров «Древо Жизни» и «процветшее сердце», а также орнитоморфные орнаменты с образами павлина, индюка, соловья и других птиц в разнообразных позах. Единично представлены геометрический треугольный орнамент на изразцах крыльца притвора Богородице-Рождественского собора Снетогорского монастыря (храм ХIV в. включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, крыльцо ХVII в.) и сюжетная композиция с всадником на коне на стенах колокольни храма Петра и Павла бывшего Сироткина (Середкина) монастыря ХVI века. Уникальными являются изразцы с китоврасом храма Георгия со Взвоза ХV в. (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО). В сюжетах, выполненных древнерусскими мастерами изразцового искусства, нашли отражение христианская многозначная символика, лаконизм и обобщенность образов, гармоничность композиции и колористики изразцов. Визуальное восприятие архитектурных изразцов оказывает влияние на человека, в символической форме передавая от поколения к поколению картину мира, духовные ценности и смыслы русской культуры.
- Свобода рассматривается как антропологическая универсалия, определяющая ее понимание в качестве традиционной философской проблемы.
- Концепция свободы является фундаментом целых топосов культуры: религии, этики, права, современных исследований личности и гендера.
- В античной традиции произошло становление философского концепта свободы, содержание которого остается актуальным и сегодня в ходе осмысления современных антропологических теорий.
Анализируется динамика формирования концепции свободы в античной философской традиции. Концептуализация понятия «свобода» рассматривается в контексте формирующейся парадигмы субъектности совместно со следующими понятиями: виновность, законность, стремление, спонтанность, детерминизм, воля и разум. Утверждается, что переход от архаического понимания свободы как родовой характеристики этнического самосознания и освобождения от внешнего принуждения к пониманию ее как способности к целеполаганию и самоопределению субъекта происходит в результате переосмысления взаимосвязи таких понятий, как воля и разум. Обозначаются изменения социальных практик, возникшие в результате переосмысления указанных понятий. Проанализирована связь классической традиции с раннехристианским дискурсом, который утверждал свободу воли в качестве высшего онтологического принципа, определявшего этическую модальность субъекта. Позднеантичный христианский дискурс связывает понятие свободы с волей субъекта. При этом в отличие от классической традиции свобода не определяется через рациональность (свобода как разумное решение, ведущее к желаемой цели), а смещается в сферу аффекта (эмоциональное переживание доктринальных положений христианского учения, целью которого является синергийная связь с Творцом), что закладывало базис волюнтаристских теорий. Утверждается, что сформированный в рамках античной традиции интенсионал концепта «свобода» остается релевантным по отношению к современным дискуссиям о свободе человека, понимаемой как противоположность природному детерминизму, отсутствие внешнего принуждения или манипуляций, рациональное целеполагание, возможность поступать иначе, контроль субъекта над возможными альтернативами его выбора, выражение активности психологической жизни субъекта.
Информация для авторов и рецензентов 
ISSN 2588-0047 (Online)