Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Том 13, № 4 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-7-4

КОНТЕКСТ

388-398 323
Реферат
В статье рассматривается необходимость догматизации и отчуждения для самого генезиса субъективности человека. Сопоставляются точки зрения на определенный аспект философии образования Ф.Т. Михайлова, М.Б. Туровского и Л.С. Черняка со взглядами М. Хайдеггера на образование как пайдейю. Использовано начало работы М. Хайдеггера «Учение Платона об истине», где автор, трактуя притчу Платона о пещере, показывает, что платоновское понимание пайдейи заключается в прочтении смысла и цели образования как свободы человека, но в то же время в состав пайдейи включен и этап обратного возвращения в пещеру, что обусловлено неотменяемой связью пайдейи с безобразованностью. Предлагается усилить данный сюжет: необходимо не только вернуться в пещеру, но и снова приковать себя цепями, поскольку без этого этапа не состоится собственная субъективность (свобода). Смысл «возвращения в пещеру», в контексте концепции Л.С. Черняка, состоит в том, что это - необходимый момент формирования субъективности человека, поскольку требуется соучастие иного как бытия не-мысли. Для обеспечения этого соучастия иного необходимы усилия человека, представленные вписыванием (отчуждением) субъективности человека в объективный жизненный мир. Позиция Ф.Т. Михайлова, несмотря на множество новаций, все-таки следует за трактовкой отчуждения Г. Гегеля и К. Маркса, в том плане, что отчуждение человека понимается как преходящая стадия истории. М.Б. Туровский и Л.С. Черняк считают, что отчуждение является не только обязательным, но и постоянно воспроизводимым моментом становления субъективности (свободы) человека. Генератором развития культуры (как воплощения субъективности человека) являются изменения в онтогенезе. Потому получается, что постольку онтогенез повторяет культурный филогенез, поскольку его предваряет. Это выводит к проблематике герменевтического круга и ментального пространства. Для становления субъективности человека обязательно не только отчуждение субъективности, но и его творческое преодоление.
399-409 241
Реферат
Культуре дабл-пост, в основе которой лежит цифровой «Большой стиль», присущ особый кине(сте)тический формат, характеризующийся виртуализацией пространственного, тактильного и телесного. Доминирование визуального порождает стремление человека к физическому опыту переживания вещественной осязаемости окружающего мира и собственной телесности. Преодоление недостатка тактильного в культуре происходит либо через актуализацию непосредственного кинестетического опыта, либо через опосредованную визуальную кинестетику. Постнеклассическое искусство (медиа-арт, инсталляции-лабиринты, зеркальные комнаты) предлагает невозможные прежде способы перцепции, конструирования и физического освоения многомерной визуальной реальности. Тактильные и кинестетические ощущения начинают выступать в роли «дополненной» виртуальности при коммуникации зрителя-участника с нематериальными, визуальными пространствами и образами. При этом кинестетическое и визуальное формируют встречные «потоки» чувственного восприятия, которые пересекаются, накладываются, интерферируют, образуя принципиально новую пространственность и образность. В результате интерференции визуального и кинестетического в произведениях постнеклассического искусства создаются сложнопересеченные фрактальные пространства, которые предоставляют человеку всю полноту телесного присутствия через одновременное сосуществование его физического тела и бесконечного множества взаимоисключающих телесных рефлексий, переживаемых в формате опосредованной визуальной кинестетики. В статье с культурологических позиций рассматривается история лабиринтов и зеркальных комнат и анализируются медиаперформансы Ф. Декуфле, Ч. Сандисона, театра «Cloud Gate» и др., кинофильмы, сюжетно или композиционно связанные с лабиринтом («Куб», «Бегущий в лабиринте» и др.) и арт-инсталляции с зеркальными комнатами Л. Самараса, Я. Кусамы, Т. Франка, С. Сала и др.
410-418 285
Реферат
Статья посвящена изучению контекста как смыслообразующей основы художественно-творческого процесса. Рассмотрено содержание понятия контекст; выявлена специфика его интерпретации в различных сферах научного знания; раскрыты особенности проекции данного феномена на область музыкального искусства. Обосновано представление о художественном контексте как о сложном системном объекте, включающем две взаимосвязанные подсистемы. Первая объединяет общие социокультурные детерминанты, вторая интегрирует имманентные художественно-творческие компоненты. Акцентировано движение каждой из обозначенных подсистем в координатах исторических традиций и современных тенденций. Приведена общепринятая типология контекста, намечены его наиболее значимые для музыкального искусства разновидности, детализировано их содержание. Особое внимание уделено художественному контексту в его синхроническом и диахроническом проявлениях, корреспондирующих с проблемой традиций и новаторства. Предложен подход к осмыслению этих сложных феноменов, конструирующих, наряду с другими факторами, художественный контекст эпохи.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

420-428 207
Реферат
В статье анализируется проект Google Book Search: его цели, как декларируемые (радикальная демократизация знания), так и реальные (создание нового рынка платных услуг), этапы реализации проекта, динамика изменения его оценок в американской научной публицистике. Отмечается, что проект подвергся существенной коррекции в ходе судебных тяжб и формирования мирового соглашения с обладателями авторских прав на книги, включенные в сферу функционирования книжного поисковика Google. Указывается, что постепенно сервис стал модифицироваться в направлении большей комфортности и комплексности оказываемых услуг. Особое внимание уделяется выявлению социально-культурных импликаций монополизации распространения знания: маргинализации значительных пластов книжного наследия в результате абсолютизации алгоритма автоматического ранжирования поисковых результатов; дезориентирующим пользователя ошибкам в метаданных; преференциям, которые оказывает книжный поисковик англоязычной литературе. Подробно анализируется критическая аргументация против культурной экспансии глобального бренда, выдвинутая профессиональным библио­течным сообществом. Рассматривается позиция президента Национальной библиотеки Франции Жана-Ноэля Жаннэя, для которого книжный проект Google - продолжение глобалистской культурной политики, ведущей к скрытой дискриминации других культур, что противоречит Декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО 2001 года.
429-435 306
Реферат
Досуг составляет существенную часть свободного времени в жизни современного человека. Однако под влиянием глобальных социальных трендов сущность досуговой деятельности неизбежно меняется. Определение того, чем в действительности является индивидуально-свободное время для человека, зависит не столько от конкретных видов его досуговых занятий, сколько от того, какие интересы в наибольшей мере реализуются им в досуговой деятельности, какие функции досуговых занятий им востребованы. Для понимания многообразных смыслов современного досуга необходимо пересмотреть традиционные исследовательские подходы. В статье предлагается возможное решение этой проблемы через построение типологии досугового поведения, которая отражала бы не только внутреннюю связь между разнообразными видами досуга, но и возможные стратегии досуговой деятельности людей, определяющиеся целями (мотивацией) этой деятельности. Изучение пространства досуга на более или менее продолжительных временных периодах с этих позиций предоставляет возможность эмпирически зафиксировать воздействие на содержание типов досуговой деятельности внешних факторов - кардинальных макросоциальных изменений, в условиях которых они складываются и реализуются.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

436-441 260
Реферат
Статья посвящена проблеме влияния современности на традиционное искусство Китая. На примере народной картины чжима провинции Юньнань анализируется трансформация иконо­графии изображенных на религиозных гравюрах божеств под воздействием реалий XX-XXI веков. Рассмотрены причины изменения консервативного характера «лубочных икон» и появления на них образов, заимствованных из окружающей действительности. Дается краткий обзор изображений предметов домашнего обихода на картинах, сжигаемых в качестве подношений предкам, а также приведены случаи представления духов в костюмах ХХ столетия. На примере чжима провинций Юньнань и Хэбэй исследована эволюция образа бога телеги Чэ-шэня, под покровительство которого с течением времени попали все виды современного колесного транспорта. В статье затронута проблема модификации стиля исполнения религиозных гравюр, связанная со случаями копирования сельскими мастерами иллюстраций журналов и газет. Приведено описание процесса изменения традиционной манеры изображения на основе анализа «икон», посвященных духу конюшни Цзю-шэню и божествам домашнего скота. Обращается внимание на возникновение в народной картине Юньнани новых иконографических решений, связанных с подменой антропоморфных образов небожителей их атрибутами.

НАСЛЕДИЕ

442-450 166
Реферат
Тема «бродячих» сюжетов в графическом искусстве не раз становилась предметом изучения специалистов, однако на настоящий момент мы не располагаем подробными исследованиями, посвященными миграции сюжетов в карикатурах эпохи Наполеоновских войн. Статья посвящена вопросам бытования «бродячих» сюжетов в сатирической графике периода Наполеоновских войн в творчестве английских, русских, немецких, голландских и французских художников. Графическая продукция в те годы выполняла функцию современных средств массовой информации, оповещая публику обо всех значимых событиях. Перемещаясь из одной страны в другую, карикатуры быстро обрели популярность не только у публики, но и в среде художников, которые стали использовать особо понравившиеся сюжеты в своих работах. Такие сюжеты, переходящие из одной национальной традиции в другую, называют «бродячими» или «странствующими». На примере ряда карикатур из собрания Государственного литературного музея рассматривается, как некоторые темы, в числе которых «Наполеон-завоеватель мира», «Поездка на раке», «Наполеон-Сатана», «Перевернутый мир», «Мыльные пузыри» и «Карнавал», нашли воплощение в карикатурах разных национальных художественных школ России и Западной Европы.
451-457 187
Реферат
В статье впервые рассмотрены особенности иконографии и композиции портретов императора Максимилиана I Габсбурга, обусловленные их назначением. В портретах для официальных учреждений сформирован образ правителя, наделенного легитимной властью. Гравированные портреты и изображения на монетах, предназначенные для широкой публики, прославляют отважного рыцаря и организатора Крестового похода. В изображениях Максимилиана I как частного лица особенно важна тема сохранения памяти после смерти. Выявлены особенности эволюции образа императора. Вне зависимости от техники, символики, композиции и назначения портретов в ранних из них император предстает более «земным», близким. Образ императора исполнен уверенности в себе, ощущения собственной силы и власти. В поздних портретах появляются нотки мистического настроения, образ становится более возвышенным, отстраненным, отдаленным от реальности. В этом видится, с одной стороны, усиление представлений о сакральности власти императора, с другой - осмысление портрета как увековечивание памяти о человеке, чтобы обеспечить ему вечную жизнь.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

458-465 203
Реферат
175-летие со дня рождения П.И. Чайковского (1840-1893) - важная для русской культуры дата, к которой в 2015 г. были приурочены различные фестивали, концерты и выставки. Юбилей композитора в полной мере является праздничным событием, и мы можем рассматривать его в контексте праздничной культуры, проследить феномен «фестивализации» в глубокой взаимосвязи с классической музыкой. В статье рассматриваются фестивальные и концертные программы оркестров и исполнителей, а также радиостанции «Орфей». Данная работа актуальна в рамках культурологического исследования фестивального ландшафта и вклада современных деятелей искусства в культуру XXI в., так как на примере фестивальных программ к 175-летию П.И. Чайковского можно проследить, какие открытия совершены музыкантами и исследователями биографии композитора, как это развивает культурную жизнь страны, а также выявить проблемы, которые еще предстоит решить. Развитие дискуссии об итогах Года П.И. Чайковского особенно важно по прошествии некоторого времени, так как стали доступны итоговые данные статистики и отчеты о проделанной работе. В статье рассмотрены основные точки фестивального ландшафта Года П.И. Чайковского, его результаты и пробелы.
466-471 235
Реферат
В статье впервые рассматривается художественный диалог между трагедией Ф. Шиллера «Орлеанская дева» и одноименной оперой П.И. Чайковского. Выбранный ракурс позволяет выявить стороны творческой индивидуальности немецкого драматурга и русского композитора. Если Шиллер в своей трагедии акцентирует возвышенную героику, главной сюжетной линией становится восхождение героини к вечной жизни, то Чайковский направляет сюжет в трагическую сторону. Это существенно меняет расстановку смысловых акцентов, в частности, новую трактовку получают некоторые персонажи, окружающие Иоанну. В своем произведении Чайковский вступает в диалог не только с трагедией Шиллера, но и с жанром большой французской романтической оперы, создавая оригинальную композицию с целеустремленным и динамичным развитием, большими симфоническими обобщениями. В заключение подчеркивается актуальность этого диалога для развития темы подвига Жанны д’Арк в художественном процессе ХХ века.

КАФЕДРА

472-479 169
Реферат
Данная статья посвящена теоретическому осмыслению изоморфности процессов деятельности Учителя и Художника. Автор подчеркивает, что раскрытие и обоснование глубинных основ родства педагогики и художества до сегодняшнего дня не стало предметом специального теоретического анализа. В логике культурологического подхода автор выявляет синкретичный характер педагогической деятельности, обосновывает изоморфизм основных этапов процесса творчества Художника и Учителя, доказывает принадлежность Учителя к людям творческих профессий. В статье впервые вводится понятие «педагогический способ освоения мира», раскрывается его содержание и доказывается его родство с художественным способом освоения мира. Автор представляет творчество учителя как искусство, осуществляемое в рамках педагогической деятельности, и выявляет сходство и различие процесса и конечного результата деятельности Художника и Учителя. Автор доказывает имманентность художественной методики педагогической деятельности и обосновывает необходимость художественного образования в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
480-484 146
Реферат
Рассматривается вопрос функционального различия профессиональной деятельности концертмейстера и аккомпаниатора в нескольких плоскостях: исторически сложившейся традиции, профессиональной самоидентификации, национального и ментального восприятия как теоретиками и практиками музыкального исполнительства, так и любителями музыки. Выделяются основные типологические свойства аккомпанемента как инструментального сопровождения солиста и концертмейстерского искусства как искусства ансамблевого исполнительства на образцах инструментальных и вокальных жанров. Намечены характерные особенности восприятия аккомпанемента и концертмейстерства в России и зарубежных странах. Детально анализируется «круг способностей» и «круг обязанностей» концертмейстера и аккомпаниатора с позиции непосредственного музицирования и с педагогической и менеджерской точки зрения. Делаются выводы о недостаточной изученности обозначенной проблематики и, как следствие, отсутствии четкой градационной шкалы оценки деятельности аккомпаниаторов и концертмейстеров.

ORBIS LITTERARUM

486-498 195
Реферат
Пересечения лирических и прозаических текстов являются знаковыми точками системы символов в творчестве Вячеслава Иванова. В статье рассматривается образ-символ «самоцветный камень» как прием поэтизации прозаических текстов, с помощью которого автор более точно и емко иллюстрирует свою философскую концепцию. Вяч. Иванов раскрывает потенциал символа в системе частных парадигм, складывающихся вокруг каждого камня. Жемчуг - символ гармонии мира и духа, отражения вселенской сущности в малой частице материи. Алмаз - символ небесного вдохновения как высшего эстетического чувства. Изумруд - образ одухотворенной земной жизни. Агат - признак присутствия ведающей тайны женской стихии. В своих философских работах автор использует «самоцветные» темы в структуре развернутых тропов, составляющих парадигмы. Жемчуг сочетается с темой воды, алмаз - с темами небесного, с духовной одаренностью, изумрудное встраивается в парадигму символических значений зеленого цвета, агатовое - в парадигму значений зеркальности. Сущность символа «камня-самоцвета» - не только в способности отражать нечто видимое, но и в способности хранить скрытое, недоступное обыденному взгляду. Обобщенный образ самоцветного камня раскрывает эстетическую значимость художественного слова. «Камень-самоцвет» - символ проявляющейся в творчестве связи явлений видимого мира с их надмирной истинной сущностью. Поэту и писателю, как рудокопу или мастеру по камню, это реальнейшее значение необходимо обнаружить, добыть, обработать, и тогда для человека откроется тайна достижения идеального.
499-504 185
Реферат
В статье анализируется содержание рассказа Ады Иванович «И принял он смерть от коня своего», опубликованного в Интернете, в контексте виртуальной русской прозы, называемой сегодня сетературой. Делается вывод о трансформации мотива смерти героя «от коня»; проводится параллель между творчеством А. Иванович и В.С. Высоцкого, фраза из «песни» о вещем Олеге которого использована в качестве названия рассказа. Автор поместила своего героя в другую историческую эпоху, изменила его социальный статус и наполнила сюжетную схему жизни и смерти героя новым содержанием и мотивами, которые привели к неожиданным трактовкам образа главного персонажа. В сюжетном повествовании о трагической судьбе главного героя выделены три элемента, которым автор уделила особое внимание в связи с пребыванием персонажа в советской эпохе: сложность приобретения транспортного средства; привязанность к автомобилю; смерть «от коня» - самоубийство внутри машины.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

506-511 240
Реферат
Статья посвящена значению гравюры в истории книги и развитии науки и культуры. Впервые гравюра рассматривается как изобретение, равное по своему значению изобретению книгопечатания, как особая техника книги, существовавшая не только в содружестве с типографской печатью, но и самостоятельно, обеспечившая существование особого вида книги в эпоху Нового времени, без которого невозможен был прогресс в науке и культуре. В статье обозначены методологические вопросы, связанные с написанием истории книги и ее изучением в эпоху Нового времени. Новым является постановка вопроса об изучении гравюры в историческом процессе развития книжной культуры, изучения гравюры как особой техники книги, обеспечивающей развитие особого гравированного типа книги, выполнявшего важную роль в книжной культуре практически во всех жанрах книги (естественнонаучной, технической, медицинской и др., обеспечивающих передачу данных (знаний), недоступных вербальным средствам коммуникации. Такой подход открывает новые направления исследований, ранее не изучавшиеся в книговедении процессы, открывает новых подход и принципы написания истории книги и изучения истории искусства книги.


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)