Том 13, № 4 (2016)
Скачать выпуск
PDF
КОНТЕКСТ 
388-398 902
Реферат
В статье рассматривается необходимость догматизации и отчуждения для самого генезиса субъективности человека. Сопоставляются точки зрения на определенный аспект философии образования Ф.Т. Михайлова, М.Б. Туровского и Л.С. Черняка со взглядами М. Хайдеггера на образование как пайдейю. Использовано начало работы М. Хайдеггера «Учение Платона об истине», где автор, трактуя притчу Платона о пещере, показывает, что платоновское понимание пайдейи заключается в прочтении смысла и цели образования как свободы человека, но в то же время в состав пайдейи включен и этап обратного возвращения в пещеру, что обусловлено неотменяемой связью пайдейи с безобразованностью. Предлагается усилить данный сюжет: необходимо не только вернуться в пещеру, но и снова приковать себя цепями, поскольку без этого этапа не состоится собственная субъективность (свобода). Смысл «возвращения в пещеру», в контексте концепции Л.С. Черняка, состоит в том, что это - необходимый момент формирования субъективности человека, поскольку требуется соучастие иного как бытия не-мысли. Для обеспечения этого соучастия иного необходимы усилия человека, представленные вписыванием (отчуждением) субъективности человека в объективный жизненный мир. Позиция Ф.Т. Михайлова, несмотря на множество новаций, все-таки следует за трактовкой отчуждения Г. Гегеля и К. Маркса, в том плане, что отчуждение человека понимается как преходящая стадия истории. М.Б. Туровский и Л.С. Черняк считают, что отчуждение является не только обязательным, но и постоянно воспроизводимым моментом становления субъективности (свободы) человека. Генератором развития культуры (как воплощения субъективности человека) являются изменения в онтогенезе. Потому получается, что постольку онтогенез повторяет культурный филогенез, поскольку его предваряет. Это выводит к проблематике герменевтического круга и ментального пространства. Для становления субъективности человека обязательно не только отчуждение субъективности, но и его творческое преодоление.
399-409 977
Реферат
Культуре дабл-пост, в основе которой лежит цифровой «Большой стиль», присущ особый кине(сте)тический формат, характеризующийся виртуализацией пространственного, тактильного и телесного. Доминирование визуального порождает стремление человека к физическому опыту переживания вещественной осязаемости окружающего мира и собственной телесности. Преодоление недостатка тактильного в культуре происходит либо через актуализацию непосредственного кинестетического опыта, либо через опосредованную визуальную кинестетику. Постнеклассическое искусство (медиа-арт, инсталляции-лабиринты, зеркальные комнаты) предлагает невозможные прежде способы перцепции, конструирования и физического освоения многомерной визуальной реальности. Тактильные и кинестетические ощущения начинают выступать в роли «дополненной» виртуальности при коммуникации зрителя-участника с нематериальными, визуальными пространствами и образами. При этом кинестетическое и визуальное формируют встречные «потоки» чувственного восприятия, которые пересекаются, накладываются, интерферируют, образуя принципиально новую пространственность и образность. В результате интерференции визуального и кинестетического в произведениях постнеклассического искусства создаются сложнопересеченные фрактальные пространства, которые предоставляют человеку всю полноту телесного присутствия через одновременное сосуществование его физического тела и бесконечного множества взаимоисключающих телесных рефлексий, переживаемых в формате опосредованной визуальной кинестетики. В статье с культурологических позиций рассматривается история лабиринтов и зеркальных комнат и анализируются медиаперформансы Ф. Декуфле, Ч. Сандисона, театра «Cloud Gate» и др., кинофильмы, сюжетно или композиционно связанные с лабиринтом («Куб», «Бегущий в лабиринте» и др.) и арт-инсталляции с зеркальными комнатами Л. Самараса, Я. Кусамы, Т. Франка, С. Сала и др.
410-418 928
Реферат
Статья посвящена изучению контекста как смыслообразующей основы художественно-творческого процесса. Рассмотрено содержание понятия контекст; выявлена специфика его интерпретации в различных сферах научного знания; раскрыты особенности проекции данного феномена на область музыкального искусства. Обосновано представление о художественном контексте как о сложном системном объекте, включающем две взаимосвязанные подсистемы. Первая объединяет общие социокультурные детерминанты, вторая интегрирует имманентные художественно-творческие компоненты. Акцентировано движение каждой из обозначенных подсистем в координатах исторических традиций и современных тенденций. Приведена общепринятая типология контекста, намечены его наиболее значимые для музыкального искусства разновидности, детализировано их содержание. Особое внимание уделено художественному контексту в его синхроническом и диахроническом проявлениях, корреспондирующих с проблемой традиций и новаторства. Предложен подход к осмыслению этих сложных феноменов, конструирующих, наряду с другими факторами, художественный контекст эпохи.
КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 
420-428 707
Реферат
В статье анализируется проект Google Book Search: его цели, как декларируемые (радикальная демократизация знания), так и реальные (создание нового рынка платных услуг), этапы реализации проекта, динамика изменения его оценок в американской научной публицистике. Отмечается, что проект подвергся существенной коррекции в ходе судебных тяжб и формирования мирового соглашения с обладателями авторских прав на книги, включенные в сферу функционирования книжного поисковика Google. Указывается, что постепенно сервис стал модифицироваться в направлении большей комфортности и комплексности оказываемых услуг. Особое внимание уделяется выявлению социально-культурных импликаций монополизации распространения знания: маргинализации значительных пластов книжного наследия в результате абсолютизации алгоритма автоматического ранжирования поисковых результатов; дезориентирующим пользователя ошибкам в метаданных; преференциям, которые оказывает книжный поисковик англоязычной литературе. Подробно анализируется критическая аргументация против культурной экспансии глобального бренда, выдвинутая профессиональным библиотечным сообществом. Рассматривается позиция президента Национальной библиотеки Франции Жана-Ноэля Жаннэя, для которого книжный проект Google - продолжение глобалистской культурной политики, ведущей к скрытой дискриминации других культур, что противоречит Декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО 2001 года.
429-435 1640
Реферат
Досуг составляет существенную часть свободного времени в жизни современного человека. Однако под влиянием глобальных социальных трендов сущность досуговой деятельности неизбежно меняется. Определение того, чем в действительности является индивидуально-свободное время для человека, зависит не столько от конкретных видов его досуговых занятий, сколько от того, какие интересы в наибольшей мере реализуются им в досуговой деятельности, какие функции досуговых занятий им востребованы. Для понимания многообразных смыслов современного досуга необходимо пересмотреть традиционные исследовательские подходы. В статье предлагается возможное решение этой проблемы через построение типологии досугового поведения, которая отражала бы не только внутреннюю связь между разнообразными видами досуга, но и возможные стратегии досуговой деятельности людей, определяющиеся целями (мотивацией) этой деятельности. Изучение пространства досуга на более или менее продолжительных временных периодах с этих позиций предоставляет возможность эмпирически зафиксировать воздействие на содержание типов досуговой деятельности внешних факторов - кардинальных макросоциальных изменений, в условиях которых они складываются и реализуются.
В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ 
436-441 779
Реферат
Статья посвящена проблеме влияния современности на традиционное искусство Китая. На примере народной картины чжима провинции Юньнань анализируется трансформация иконографии изображенных на религиозных гравюрах божеств под воздействием реалий XX-XXI веков. Рассмотрены причины изменения консервативного характера «лубочных икон» и появления на них образов, заимствованных из окружающей действительности. Дается краткий обзор изображений предметов домашнего обихода на картинах, сжигаемых в качестве подношений предкам, а также приведены случаи представления духов в костюмах ХХ столетия. На примере чжима провинций Юньнань и Хэбэй исследована эволюция образа бога телеги Чэ-шэня, под покровительство которого с течением времени попали все виды современного колесного транспорта. В статье затронута проблема модификации стиля исполнения религиозных гравюр, связанная со случаями копирования сельскими мастерами иллюстраций журналов и газет. Приведено описание процесса изменения традиционной манеры изображения на основе анализа «икон», посвященных духу конюшни Цзю-шэню и божествам домашнего скота. Обращается внимание на возникновение в народной картине Юньнани новых иконографических решений, связанных с подменой антропоморфных образов небожителей их атрибутами.
НАСЛЕДИЕ 
442-450 647
Реферат
Тема «бродячих» сюжетов в графическом искусстве не раз становилась предметом изучения специалистов, однако на настоящий момент мы не располагаем подробными исследованиями, посвященными миграции сюжетов в карикатурах эпохи Наполеоновских войн. Статья посвящена вопросам бытования «бродячих» сюжетов в сатирической графике периода Наполеоновских войн в творчестве английских, русских, немецких, голландских и французских художников. Графическая продукция в те годы выполняла функцию современных средств массовой информации, оповещая публику обо всех значимых событиях. Перемещаясь из одной страны в другую, карикатуры быстро обрели популярность не только у публики, но и в среде художников, которые стали использовать особо понравившиеся сюжеты в своих работах. Такие сюжеты, переходящие из одной национальной традиции в другую, называют «бродячими» или «странствующими». На примере ряда карикатур из собрания Государственного литературного музея рассматривается, как некоторые темы, в числе которых «Наполеон-завоеватель мира», «Поездка на раке», «Наполеон-Сатана», «Перевернутый мир», «Мыльные пузыри» и «Карнавал», нашли воплощение в карикатурах разных национальных художественных школ России и Западной Европы.
451-457 741
Реферат
В статье впервые рассмотрены особенности иконографии и композиции портретов императора Максимилиана I Габсбурга, обусловленные их назначением. В портретах для официальных учреждений сформирован образ правителя, наделенного легитимной властью. Гравированные портреты и изображения на монетах, предназначенные для широкой публики, прославляют отважного рыцаря и организатора Крестового похода. В изображениях Максимилиана I как частного лица особенно важна тема сохранения памяти после смерти. Выявлены особенности эволюции образа императора. Вне зависимости от техники, символики, композиции и назначения портретов в ранних из них император предстает более «земным», близким. Образ императора исполнен уверенности в себе, ощущения собственной силы и власти. В поздних портретах появляются нотки мистического настроения, образ становится более возвышенным, отстраненным, отдаленным от реальности. В этом видится, с одной стороны, усиление представлений о сакральности власти императора, с другой - осмысление портрета как увековечивание памяти о человеке, чтобы обеспечить ему вечную жизнь.
ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ 
458-465 749
Реферат
175-летие со дня рождения П.И. Чайковского (1840-1893) - важная для русской культуры дата, к которой в 2015 г. были приурочены различные фестивали, концерты и выставки. Юбилей композитора в полной мере является праздничным событием, и мы можем рассматривать его в контексте праздничной культуры, проследить феномен «фестивализации» в глубокой взаимосвязи с классической музыкой. В статье рассматриваются фестивальные и концертные программы оркестров и исполнителей, а также радиостанции «Орфей». Данная работа актуальна в рамках культурологического исследования фестивального ландшафта и вклада современных деятелей искусства в культуру XXI в., так как на примере фестивальных программ к 175-летию П.И. Чайковского можно проследить, какие открытия совершены музыкантами и исследователями биографии композитора, как это развивает культурную жизнь страны, а также выявить проблемы, которые еще предстоит решить. Развитие дискуссии об итогах Года П.И. Чайковского особенно важно по прошествии некоторого времени, так как стали доступны итоговые данные статистики и отчеты о проделанной работе. В статье рассмотрены основные точки фестивального ландшафта Года П.И. Чайковского, его результаты и пробелы.
466-471 915
Реферат
В статье впервые рассматривается художественный диалог между трагедией Ф. Шиллера «Орлеанская дева» и одноименной оперой П.И. Чайковского. Выбранный ракурс позволяет выявить стороны творческой индивидуальности немецкого драматурга и русского композитора. Если Шиллер в своей трагедии акцентирует возвышенную героику, главной сюжетной линией становится восхождение героини к вечной жизни, то Чайковский направляет сюжет в трагическую сторону. Это существенно меняет расстановку смысловых акцентов, в частности, новую трактовку получают некоторые персонажи, окружающие Иоанну. В своем произведении Чайковский вступает в диалог не только с трагедией Шиллера, но и с жанром большой французской романтической оперы, создавая оригинальную композицию с целеустремленным и динамичным развитием, большими симфоническими обобщениями. В заключение подчеркивается актуальность этого диалога для развития темы подвига Жанны д’Арк в художественном процессе ХХ века.
КАФЕДРА 
472-479 616
Реферат
Данная статья посвящена теоретическому осмыслению изоморфности процессов деятельности Учителя и Художника. Автор подчеркивает, что раскрытие и обоснование глубинных основ родства педагогики и художества до сегодняшнего дня не стало предметом специального теоретического анализа. В логике культурологического подхода автор выявляет синкретичный характер педагогической деятельности, обосновывает изоморфизм основных этапов процесса творчества Художника и Учителя, доказывает принадлежность Учителя к людям творческих профессий. В статье впервые вводится понятие «педагогический способ освоения мира», раскрывается его содержание и доказывается его родство с художественным способом освоения мира. Автор представляет творчество учителя как искусство, осуществляемое в рамках педагогической деятельности, и выявляет сходство и различие процесса и конечного результата деятельности Художника и Учителя. Автор доказывает имманентность художественной методики педагогической деятельности и обосновывает необходимость художественного образования в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
480-484 834
Реферат
Рассматривается вопрос функционального различия профессиональной деятельности концертмейстера и аккомпаниатора в нескольких плоскостях: исторически сложившейся традиции, профессиональной самоидентификации, национального и ментального восприятия как теоретиками и практиками музыкального исполнительства, так и любителями музыки. Выделяются основные типологические свойства аккомпанемента как инструментального сопровождения солиста и концертмейстерского искусства как искусства ансамблевого исполнительства на образцах инструментальных и вокальных жанров. Намечены характерные особенности восприятия аккомпанемента и концертмейстерства в России и зарубежных странах. Детально анализируется «круг способностей» и «круг обязанностей» концертмейстера и аккомпаниатора с позиции непосредственного музицирования и с педагогической и менеджерской точки зрения. Делаются выводы о недостаточной изученности обозначенной проблематики и, как следствие, отсутствии четкой градационной шкалы оценки деятельности аккомпаниаторов и концертмейстеров.
ORBIS LITTERARUM 
486-498 762
Реферат
Пересечения лирических и прозаических текстов являются знаковыми точками системы символов в творчестве Вячеслава Иванова. В статье рассматривается образ-символ «самоцветный камень» как прием поэтизации прозаических текстов, с помощью которого автор более точно и емко иллюстрирует свою философскую концепцию. Вяч. Иванов раскрывает потенциал символа в системе частных парадигм, складывающихся вокруг каждого камня. Жемчуг - символ гармонии мира и духа, отражения вселенской сущности в малой частице материи. Алмаз - символ небесного вдохновения как высшего эстетического чувства. Изумруд - образ одухотворенной земной жизни. Агат - признак присутствия ведающей тайны женской стихии. В своих философских работах автор использует «самоцветные» темы в структуре развернутых тропов, составляющих парадигмы. Жемчуг сочетается с темой воды, алмаз - с темами небесного, с духовной одаренностью, изумрудное встраивается в парадигму символических значений зеленого цвета, агатовое - в парадигму значений зеркальности. Сущность символа «камня-самоцвета» - не только в способности отражать нечто видимое, но и в способности хранить скрытое, недоступное обыденному взгляду. Обобщенный образ самоцветного камня раскрывает эстетическую значимость художественного слова. «Камень-самоцвет» - символ проявляющейся в творчестве связи явлений видимого мира с их надмирной истинной сущностью. Поэту и писателю, как рудокопу или мастеру по камню, это реальнейшее значение необходимо обнаружить, добыть, обработать, и тогда для человека откроется тайна достижения идеального.
499-504 671
Реферат
В статье анализируется содержание рассказа Ады Иванович «И принял он смерть от коня своего», опубликованного в Интернете, в контексте виртуальной русской прозы, называемой сегодня сетературой. Делается вывод о трансформации мотива смерти героя «от коня»; проводится параллель между творчеством А. Иванович и В.С. Высоцкого, фраза из «песни» о вещем Олеге которого использована в качестве названия рассказа. Автор поместила своего героя в другую историческую эпоху, изменила его социальный статус и наполнила сюжетную схему жизни и смерти героя новым содержанием и мотивами, которые привели к неожиданным трактовкам образа главного персонажа. В сюжетном повествовании о трагической судьбе главного героя выделены три элемента, которым автор уделила особое внимание в связи с пребыванием персонажа в советской эпохе: сложность приобретения транспортного средства; привязанность к автомобилю; смерть «от коня» - самоубийство внутри машины.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН 
506-511 1016
Реферат
Статья посвящена значению гравюры в истории книги и развитии науки и культуры. Впервые гравюра рассматривается как изобретение, равное по своему значению изобретению книгопечатания, как особая техника книги, существовавшая не только в содружестве с типографской печатью, но и самостоятельно, обеспечившая существование особого вида книги в эпоху Нового времени, без которого невозможен был прогресс в науке и культуре. В статье обозначены методологические вопросы, связанные с написанием истории книги и ее изучением в эпоху Нового времени. Новым является постановка вопроса об изучении гравюры в историческом процессе развития книжной культуры, изучения гравюры как особой техники книги, обеспечивающей развитие особого гравированного типа книги, выполнявшего важную роль в книжной культуре практически во всех жанрах книги (естественнонаучной, технической, медицинской и др., обеспечивающих передачу данных (знаний), недоступных вербальным средствам коммуникации. Такой подход открывает новые направления исследований, ранее не изучавшиеся в книговедении процессы, открывает новых подход и принципы написания истории книги и изучения истории искусства книги.
ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)
ISSN 2588-0047 (Online)